Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Адаптация
Полезные ссылки

Адаптация

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики

в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятого класса

МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп

2019-2020 учебный год

 

В 2019-2020 учебном году в 5 классе МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп обучается 9 человек. Из них все 9 обучаются по основной общеобразовательной программе. В классе 2 мальчика, 7 девочек. 2 ребенка из многодетной семьи, 1 ребенок воспитывается в не полной семье.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В связи с этим, считаю необходимым получение информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.

Для достижения данной цели были проведены следующие диагностики и методики направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся: Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»; Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);  «Уровень тревожности» (по Кондашу);

Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников.

Оценка мотивации учения 5 класса: 77 % учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения. 33%  учащихся, нормальный уровень мотивации. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.

44% учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:

55%  учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):

Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:

- «Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.

- «Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.

- «Межличностные отношения»: незнакомые люди, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.

Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учились в начальной школе, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.

3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора):

8 учащихся (99%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

1 учащимся  - скорее безразличен психологический климат класса, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»

«Всегда с хорошим»: 10%

«Чаще с хорошим»: 70%

«С равнодушием»: -

«Чаще с плохим»: 20%

«Всегда с плохим»: -

«Отношение классного руководителя»

классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо:  – 100%

классный руководитель безразличен: -

классный руководитель «скорее недоволен»: -

«Бывает ли желание перейти в другой класс, в другую школу?»

«Никогда не бывает»: 60%

«Редко бывает»: 30%

«Все равно, где учиться»: -

«Часто бывает»: 10%

«Форма обращения учителя»

«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10%

«Вежливо, иногда грубо»: 90%

«Безразлично»: -

«Взаимоотношение в классе»

в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя: – 90%

класс недружный, часто возникают ссоры: - 10%

класс очень недружный, трудно в таком учиться: -

Оценка характера помощи в классе:

в классе помогают друг другу без напоминания – 60%

помощь оказывается только своим друзьям – 30%

помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.

помощь оказывается только по требованию учителя.

Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, которые могут привести к дезадаптации учащихся, а именно:

- Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение

- Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником

- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности

- Отсутствие мотивации достижения успеха

- Интеллектуальная недостаточность

Решено провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.

Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста»

Необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.

Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.

Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.

Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.

Проведенные мероприятия за период 1 четверти 2019-2020 учебного года.

- Классные часы: «Что такое дружба», «Безопасность прежде всего», «Что такое среднее звено в школе?» «Учимся быть успешным».

- Родительское собрание: «Адаптация  5 классе»

- Чаепития совместно с родителями 1 сентября «Здравствуй 5 класс», по окончанию 1 четверти.

- Спортивная эстафета совместно с родителями «Шарамарафон»

- Подготовка и победа в школьном КВНе.

- Коллективный выезд в рамках празднования Дня рождения Хабаровского края в город Комсомольск-на-Амуре: посещение бассейна, кинотеатра, детского развлекательного центра «Киров-парк».

Классный руководитель 5 класса Суркова А.П.

  

 

  

   

  


Персонифицированное дополнительное образование детей.

Развитие системы дополнительного образования сегодня является одним из условий развития общества в целом и обеспечения соответствия компетенций новых поколений современным вызовам. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

С 1 января 2019 года Хабаровский край является одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей – сертификаты дополнительного образования. У

Персонифицированное дополнительное образование детей – это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок.  Фактически за именным сертификатом будут закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций дополнительного образования, которые ребенок сможет использовать в любой организации вне зависимости от форм собственности (муниципальная или частная организация дополнительного образования, и даже индивидуальные предприниматели).

Детский технопарк Кванториум г. Комсомольска-на-Амуре - это площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, нацеленная на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

Учащиеся 5 класса МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп под руководством классного руководителя Сурковой А.П. посетили мастер – класс и побывали на экскурсии в детском технопарке. Мастер – класс IT-лаборатории по 3D-моделированию «Сувенир-магнит, значок на 3D - принтере к 81-летию Хабаровского края», очень понравился ребятам. Каждый смог смоделировать свою модель и распечатать её.

Экскурсия по технопарку «Кванториум» включала посещение следующих лабораторий: «IT-квантум», «Электроника и электротехника», «Робоквантум», «Наноквантум», «Аэроквантум», «Hi-tech цех», «Техническое моделирование», «Автотрассовый моделизм», «Биоквантум».

Атмосфера в течение посещения технопарка была очень доброжелательная. Дети с большим удовольствием слушали экскурсовода и педагога-наставника. Ребята имели возможность хорошо отдохнуть и укрепить свои знания в области биологии, информатики, технологии.

 

Классный руководитель 5 класса Суркова А.П.