Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики
в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятого класса
МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп
2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году в 5 классе МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп обучается 9 человек. Из них все 9 обучаются по основной общеобразовательной программе. В классе 2 мальчика, 7 девочек. 2 ребенка из многодетной семьи, 1 ребенок воспитывается в не полной семье.
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В связи с этим, считаю необходимым получение информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели были проведены следующие диагностики и методики направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся: Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»; Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору); «Уровень тревожности» (по Кондашу);
Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников.
Оценка мотивации учения 5 класса: 77 % учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения. 33% учащихся, нормальный уровень мотивации. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
44% учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:
55% учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:
- «Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.
- «Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.
- «Межличностные отношения»: незнакомые люди, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.
Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учились в начальной школе, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.
3. Оценка психологического климата в классе ( по методике Симора):
8 учащихся (99%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
1 учащимся - скорее безразличен психологический климат класса, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 10%
«Чаще с хорошим»: 70%
«С равнодушием»: -
«Чаще с плохим»: 20%
«Всегда с плохим»: -
«Отношение классного руководителя»
классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо: – 100%
классный руководитель безразличен: -
классный руководитель «скорее недоволен»: -
«Бывает ли желание перейти в другой класс, в другую школу?»
«Никогда не бывает»: 60%
«Редко бывает»: 30%
«Все равно, где учиться»: -
«Часто бывает»: 10%
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10%
«Вежливо, иногда грубо»: 90%
«Безразлично»: -
«Взаимоотношение в классе»
в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя: – 90%
класс недружный, часто возникают ссоры: - 10%
класс очень недружный, трудно в таком учиться: -
Оценка характера помощи в классе:
в классе помогают друг другу без напоминания – 60%
помощь оказывается только своим друзьям – 30%
помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.
помощь оказывается только по требованию учителя.
Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, которые могут привести к дезадаптации учащихся, а именно:
- Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение
- Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
- Отсутствие мотивации достижения успеха
- Интеллектуальная недостаточность
Решено провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.
Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста»
Необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.
Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.
Проведенные мероприятия за период 1 четверти 2019-2020 учебного года.
- Классные часы: «Что такое дружба», «Безопасность прежде всего», «Что такое среднее звено в школе?» «Учимся быть успешным».
- Родительское собрание: «Адаптация 5 классе»
- Чаепития совместно с родителями 1 сентября «Здравствуй 5 класс», по окончанию 1 четверти.
- Спортивная эстафета совместно с родителями «Шарамарафон»
- Подготовка и победа в школьном КВНе.
- Коллективный выезд в рамках празднования Дня рождения Хабаровского края в город Комсомольск-на-Амуре: посещение бассейна, кинотеатра, детского развлекательного центра «Киров-парк».
Классный руководитель 5 класса Суркова А.П.
Персонифицированное дополнительное образование детей.
Развитие системы дополнительного образования сегодня является одним из условий развития общества в целом и обеспечения соответствия компетенций новых поколений современным вызовам. Одним из изменений системы дополнительного образования является переход к новым принципам управления, заложенным в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
С 1 января 2019 года Хабаровский край является одним из многих субъектов Российской Федерации, внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей – сертификаты дополнительного образования. У
Персонифицированное дополнительное образование детей – это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Фактически за именным сертификатом будут закреплены бюджетные средства для оплаты кружков и секций дополнительного образования, которые ребенок сможет использовать в любой организации вне зависимости от форм собственности (муниципальная или частная организация дополнительного образования, и даже индивидуальные предприниматели).
Детский технопарк Кванториум г. Комсомольска-на-Амуре - это площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, нацеленная на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.
Учащиеся 5 класса МБОУ СОШ Нижнетамбовского сп под руководством классного руководителя Сурковой А.П. посетили мастер – класс и побывали на экскурсии в детском технопарке. Мастер – класс IT-лаборатории по 3D-моделированию «Сувенир-магнит, значок на 3D - принтере к 81-летию Хабаровского края», очень понравился ребятам. Каждый смог смоделировать свою модель и распечатать её.
Экскурсия по технопарку «Кванториум» включала посещение следующих лабораторий: «IT-квантум», «Электроника и электротехника», «Робоквантум», «Наноквантум», «Аэроквантум», «Hi-tech цех», «Техническое моделирование», «Автотрассовый моделизм», «Биоквантум».
Атмосфера в течение посещения технопарка была очень доброжелательная. Дети с большим удовольствием слушали экскурсовода и педагога-наставника. Ребята имели возможность хорошо отдохнуть и укрепить свои знания в области биологии, информатики, технологии.
Классный руководитель 5 класса Суркова А.П.